Критерии готовности ребенка к детскому саду


Чем ближе лето, тем актуальнее для многих родителей становится проблема готовности их ребенка к детскому саду, ведь, как правило, набор детей в новые группы производится в августе – сентябре. По мнению педагогов, основным показателем готовности ребенка к садику является его возраст, и, если ребенку уже исполнилось два с половиной или три года, значит, он уже вполне готов «оторваться» от родителей. Но в действительности это может оказаться совсем не так. Все дети разные, есть малыши, которые уже в полтора года идут в ясли с удовольствием, но много и тех, кто даже в четыре – пять лет расстаются с мамой по утрам со слезами.

Для оценки готовности ребенка к детскому саду психологи рекомендуют опираться на целый ряд критериев, которые включают в себя биологические, социальные и психологические.

1. Биологические факторы: включают в себя рост, вес, окружность грудной клетки. Принимая в расчет эти данные, педиатр делает вывод о том, насколько ребенок соответствует своему календарному возрасту.

Кроме того, ребенок должен быть здоров и не иметь серьезных отклонений по неврологии, проблем со зрением или слухом и сильных аллергических реакций на продукты питания. Все это не является абсолютным противопоказанием для посещения детского сада, но в подобных случаях ребенку могут предложить место в специализированном детском дошкольном учреждении или группе.

2. Социальные факторы подразумевают умение ребенка адекватно общаться как со взрослыми, так и со своими ровесниками. Он должен слушаться взрослых, уметь спокойно и адекватно реагировать на замечания и корректировать свое поведение в соответствии с ними, соблюдать дисциплину.

Что касается взаимоотношений с другими детьми, ребенку совершенно не обязательно самому проявлять инициативу в общении, но он не должен и слишком сильно стесняться или впадать в истерику при попадании в новый коллектив.

3. Психологические факторы можно разделить на целый ряд подпунктов. А) Ребенок должен спокойно переносить временную разлуку с родителями, с удовольствием находиться вне дома, интересоваться окружающей его обстановкой.

Б) Ребенок должен уметь обслуживать себя сам: пользоваться горшком, самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, уметь раздеваться, а одеваться с незначительной помощью взрослых.

В) Он должен быть достаточно усидчив и быть в состоянии на протяжении хотя бы 15 минут заниматься каким-либо спокойным делом. Это может быть рисование или лепка, развивающие игры, настольные игры.

Г) Режим дня ребенка дома должен быть максимально приближен к режиму дня в саду. Понятно, что ребенку, который привык просыпаться в 11 утра, а ложиться спать после полуночи, будет намного сложнее адаптироваться к режиму в детском саду.

По мнению ряда специалистов, еще одним критерием готовности к походу в сад, является умение ребенка хорошо разговаривать. Однако это вопрос спорный. Иногда педиатры и логопеды, напротив, рекомендуют посещение детского сада с целью ускорить процесс развития речи, ведь известно немало случаев, когда плохо говорящие или вообще не умеющие еще говорить дети осваивают этот навык через пару недель после начала посещения детского сада, беря пример со сверстников.

Желательно также, чтобы поступление в детский сад не совпало с другими важными событиями в жизни семьи, такими как рождение второго ребенка, переезд или развод родителей, иначе это может усложнить адаптацию в саду. Принимая решение о начале посещения детского сада, родителям нужно оценить все вышеназванные факторы применительно к своему ребенку и сделать вывод, готов ли малыш к такой важной перемене в своей жизни.